О введении комплексного учебного курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
Из истории вопроса.
Из речи Президента РФ Д.А. Медведева от 29.07.2009 года: «Напомню норму Конституции России. В статье 14 говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это статья 28. Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений на каждом этапе реализации согласованных планов…все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, их родителей…Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивно.»
Поручение Президента РФ от 02.08.2009: Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей):
основы православной культуры,
основы исламской культуры,
основы буддийской культуры,
основы иудейской культуры,
основы мировых религиозных культур
и основы светской этики.
Распоряжение Правительства РФ от 29.X.09 № 1578-р утвердило:
- план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРКСЭ);
- перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса;
- состав Межведомственного координационного совета, предложенный Минобрнауки РФ для обеспечения контроля и координации осуществления плана. В него вошли представители религиозных организаций, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и аппаратов Полпредств, Минобрнауки России, Рособразования, Минрегиона России, Минэкономразвития России, РАН и РАО, ФИРО и АПКиППРО, а также координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса.
Апробация введения ОРКСЭ состоялась в 21 регионе РФ (представители СФО – Красноярский край, Новосибирская и Томская области). 7 ноября 2011 года итоги подведены на Всероссийском семинаре-совещании в АПК и ПКРО в г. Москве, с представлением положительного опыта ряда регионов. Наиболее востребованным оказался модуль «Основы светской этики» - 42%, далее: «Основы православной культуры» - 30 %, «Основы мировых религиозных культур» - 18 %, «Основы исламской культуры» - 9 %, «Основы буддийской культуры» - 1 %, «Основы иудейской культуры» - менее 1 %. Итоги, в целом, признаны удовлетворительными:
- сложилась система управления введением комплексного учебного курса,
- обеспечены кадровый, содержательный и технологический ресурсы для введения ОРКСЭ в штатный режим.
Ожидаемые эффекты от введения комплексного учебного курса (из выступления М.В. Дулинова):
- Формирование этического самосознания
- Содействие улучшению взаимоотношений детей и родителей
- Повышение интереса к истории и культуре страны, своей родословной, семейным традициям
Принципы:
- Соблюдение конституционных принципов светского характера российского государства
- Сотрудничество органов исполнительной власти с религиозными организациями
- Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению
- Обеспечение учета запросов граждан
Правовые основы преподавания ОРКСЭ:
- Конституция РФ (ст.13, 14);
- Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях»;
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г.;
- нормативные акты, изданные Минобрнауки России.
Проблемные вопросы в ходе апробации:
- безотметочное обучение (мнения разделились)
- разрыв в обучении по ступеням
- сельские школы с малой наполняемостью классов
- неприятие родителями любых форм знакомства с религией
Краткая характеристика комплексного учебного курса"Основы религиозных культур и светской этики".
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей (перечислены выше). Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (из практики регионов: родители пишут заявление на имя директора ОУ о желании своём и ребёнка изучать тот или иной профиль).
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей, а также собственных возможностей организации образовательного процесса, самостоятельно определяет перечень модулей.
По 2 учебных часа в неделю вносится в федеральный компонент за счет уменьшения регионального компонента.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
Курс предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.
Структура комплексного учебного курса (34 часа):
4 класс, четвертая четверть (17 часов)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
1 и 4 блоки изучает класс без деления на модули, 2 и 3 блоки – по модулям.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный, предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов (коллективных либо индивидуальных) на основе изученного материала. На презентацию проектов приглашаются родители. Итогом также может быть совместно с родителями празднование Дня народного единства, совпадающего по срокам с завершением курса.
Примерный перечень
необходимых нормативно-правовых актов при введении курса ОРКСЭ
на уровне региона
- о внесении изменений в Закон субъекта РФ «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования»( если есть);
- «О создании и составе Межведомственной рабочей группы (Координационного совета) по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях субъекта РФ»;
- «Об организации введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях»;
- «Об организации повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»»;
- «Об утверждении плана основных мероприятий по введению комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;
- «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
- «О проведении мониторинга хода введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях в 2009-2011учебных годах»;
- Инструктивно-методические письма руководителям муниципальных
органов управления образованием.
На муниципальном уровне:
- «Об организации выбора модулей муниципальным органом управления образованем»;
- Рекомендации по обеспечению выбора модуля курса ОРКСЭ
- «Об организации оплаты труда учителей ОРКСЭ»;
- «О планах работы по организации введения комплексного курса ОРКСЭ»;
- «О мониторинге процесса введения комплексного курса ОРКСЭ»;
- «О создании районного методического объединения учителей, преподающих курса ОРКСЭ»;
- «Об утверждении списков учащихся 4-х классов»;
На уровне ОУ:
- «Об организации выбора модуля комплексного курса ОРКСЭ родителями и обучающимися 4-х классов»
- «О назначении учителя для преподавания комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"»;
- «О внесении изменений в учебный план на 2011/2012 учебный год»;
- «О распределении учебной нагрузки»;
- «О формировании групп по изучению учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Приложение 1
к приказу № 51 от 07.03.2012 г.
Состав рабочей группы для обеспечения решения организационных вопросов, связанных с введением комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
1. Азаматова З.Х. – зам. директора по УВР, руководитель группы;
2. Хацукова Р.А. – зам. директора по ВР, координатор;
3. Срукова Р.В. – психолог школы;
4. Цавкилова Т.В. – библиотекарь школы;
5. Тлехугова Р.Ю. – председатель Управляющего совета школы;
6. Маскова З.Б. – председатель ПК школы;
7. Шорова М.В. – классный руководитель 4 класса.
Приложение № 2
приказу № 51 от 07.03.2012 г.
План мероприятий по введению в общеобразовательных учреждениях изучения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
№
|
Мероприятия
|
Сроки исполнения
|
Ответственные исполнители
|
|
1.
|
Проведение мониторинга по оценке готовности школы к введению
комплексного учебного курса
"Основы религиозных культур и
светской этики" (далее - ОРКСЭ)
|
Март -июль2012г.
|
Хацукова Р.А.,
Срукова Р.В.
|
2.
|
Проведение разъяснительной и информационной работы среди родителей (законных представителей) обучающихся по выбору изучения одного из модулей учебного курса ОРКСЭ
|
Март-июль 2012г.
|
Рабочая группа
|
3.
|
Определение модулей учебного курса ОРКСЭ
|
Март-июль 2012г.
|
Директор, родители
|
4.
|
Формирование списка педагогов на курсы повышения квалификации
|
Март 2012 г.
|
Азаматова З.Х.
|
5.
|
Формирование заявки на приобретение учебников по комплексному учебному курсу ОРКСЭ
|
Март 2012 года
|
Цавкилова Т.В.
|
6.
|
Организация «горячей линии» для родителей (законных представителей), учащихся, педагогов по вопросам введения ОРКСЭ.
|
Март 2012 года
|
Хацукова Р.А.
|
7.
|
Размещение на сайте школы материалов по введению учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"
|
Март 2012 года
|
Хацукова Р.А.
|