ГЛАВНАЯ >> Проекты

ОРКСЭ

О введении комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»
 в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации
 
 Из истории вопроса.
Из речи Президента РФ Д.А. Медведева от 29.07.2009 года: «Напомню норму Конституции России. В статье 14 говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. При этом каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакую – это статья 28. Я думаю, что мы должны подчеркнуть и безусловную важность соблюдения этих фундаментальных конституционных положений на каждом этапе реализации согласованных планов…все эти вопросы будут погружены в одну программу, соответственно, это будут одни и те же пособия по изучению. Таким образом, мы охватим всех, кто имеет разные представления о том, что необходимо для обучения, сообразуясь с представлениями самих учеников, их родителей…Ученики и их родители должны будут самостоятельно выбрать предмет обучения. Выбор учеников и их родителей, конечно, должен быть абсолютно добровольным – это важнейшее дело. Любое принуждение по этому вопросу не только носит незаконный характер, но и будет абсолютно контрпродуктивно.»
Поручение Президента РФ от 02.08.2009: Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов, касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей):
основы православной культуры,
основы исламской культуры,
основы буддийской культуры,
основы иудейской культуры,
основы мировых религиозных культур
и основы светской этики.
Распоряжение Правительства РФ от 29.X.09 № 1578-р утвердило:
- план мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений "Основы религиозных культур и светской этики" (далее - ОРКСЭ);
- перечень субъектов Российской Федерации, участвующих в 2010-2011 годах в апробации комплексного учебного курса;
- состав Межведомственного координационного совета, предложенный Минобрнауки РФ для обеспечения контроля и координации осуществления плана. В него вошли представители религиозных организаций, Администрации Президента РФ, Аппарата Правительства РФ и аппаратов Полпредств, Минобрнауки России, Рособразования, Минрегиона России, Минэкономразвития России, РАН и РАО, ФИРО и АПКиППРО, а также координатор группы разработчиков учебно-методического обеспечения курса.
         Апробация введения ОРКСЭ состоялась в 21 регионе РФ (представители СФО – Красноярский край, Новосибирская и Томская области). 7 ноября 2011 года итоги подведены на Всероссийском семинаре-совещании в АПК и ПКРО в г. Москве, с представлением положительного опыта ряда регионов. Наиболее востребованным оказался модуль «Основы светской этики» - 42%, далее: «Основы православной культуры» - 30 %, «Основы мировых религиозных культур» - 18 %, «Основы исламской культуры» - 9 %, «Основы буддийской культуры» - 1 %, «Основы иудейской культуры» - менее 1 %. Итоги, в целом, признаны удовлетворительными: 
- сложилась система управления введением комплексного учебного курса, 
- обеспечены кадровый, содержательный и технологический ресурсы для введения ОРКСЭ в штатный режим.
Ожидаемые эффекты от введения комплексного учебного курса (из выступления М.В. Дулинова):
 - Формирование этического самосознания
 - Содействие улучшению взаимоотношений детей и родителей
 - Повышение интереса к истории и культуре страны, своей родословной, семейным традициям
Принципы:
 - Соблюдение конституционных принципов светского характера российского государства
 - Сотрудничество органов исполнительной власти с религиозными организациями
 - Содействие межконфессиональному сотрудничеству и взаимному уважению
 -     Обеспечение учета запросов граждан
Правовые основы преподавания ОРКСЭ:
 - Конституция РФ (ст.13, 14);
 - Законы РФ «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации», «О свободе совести и религиозных объединениях»;
 - Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г.;
 - нормативные акты, изданные Минобрнауки России.
Проблемные вопросы в ходе апробации:
 - безотметочное обучение (мнения разделились)
 - разрыв в обучении по ступеням
 - сельские школы с малой наполняемостью классов
 - неприятие родителями любых форм знакомства с религией
Краткая характеристика комплексного учебного курса"Основы религиозных культур и светской этики".
Учебный курс ОРКСЭ включает в себя  6 модулей (перечислены выше). Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (из практики регионов: родители пишут заявление на имя директора ОУ о желании своём и ребёнка изучать тот или иной профиль).
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей, а также собственных возможностей организации образовательного процесса, самостоятельно определяет перечень модулей.
По 2 учебных часа в неделю вносится в федеральный компонент за счет уменьшения регионального компонента.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия
         Курс предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы. И по месту в учебном плане, и по содержанию он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников.
Структура комплексного учебного курса (34 часа):
4 класс, четвертая четверть (17 часов)
Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час)
Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов)
5 класс, первая четверть (17 часов)
Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (12 часов)
Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов)
1 и 4 блоки изучает класс без деления на модули, 2 и 3 блоки – по модулям.
Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный, предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов (коллективных либо индивидуальных) на основе изученного материала. На презентацию проектов приглашаются родители. Итогом также может быть совместно с родителями празднование Дня народного единства, совпадающего по срокам с завершением курса.
Примерный перечень
необходимых нормативно-правовых актов при введении курса ОРКСЭ
на уровне региона
- о внесении изменений в Закон субъекта РФ «О региональном (национально-региональном) компоненте государственных образовательных стандартов общего образования»( если есть);
- «О создании и составе Межведомственной рабочей группы (Координационного совета) по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях субъекта РФ»;
- «Об организации введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях»;
- «Об организации повышения квалификации педагогических работников общеобразовательных учреждений по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»»;
- «Об утверждении плана основных мероприятий по введению комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики»;
- «Об утверждении регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений, реализующих программы общего образования»;
- «О проведении мониторинга хода введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях в 2009-2011учебных годах»;
- Инструктивно-методические письма руководителям муниципальных
органов управления образованием.
На муниципальном уровне:
- «Об организации выбора модулей муниципальным органом управления образованем»;
- Рекомендации по обеспечению выбора модуля курса ОРКСЭ
- «Об организации оплаты труда учителей ОРКСЭ»;
- «О планах работы по организации введения комплексного курса ОРКСЭ»;
- «О мониторинге процесса введения комплексного курса ОРКСЭ»;
- «О создании районного методического объединения учителей, преподающих курса ОРКСЭ»;
- «Об утверждении списков учащихся 4-х классов»;
На уровне ОУ:
- «Об организации выбора модуля комплексного курса ОРКСЭ родителями и обучающимися 4-х классов»
- «О назначении учителя для преподавания комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"»;
- «О внесении изменений в учебный план на 2011/2012 учебный год»;
- «О распределении учебной нагрузки»;

- «О формировании групп по изучению учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

 

 

Приложение 1

 к приказу № 51 от 07.03.2012 г.
 
 

                                               Состав рабочей группы для обеспечения решения организационных вопросов, связанных с введением комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

 

1.     Азаматова З.Х. – зам. директора по УВР, руководитель группы;

2.     Хацукова Р.А. – зам. директора по ВР, координатор;

3.     Срукова Р.В. – психолог школы;

4.     Цавкилова Т.В. – библиотекарь школы;

5.     Тлехугова Р.Ю. – председатель Управляющего совета школы;

6.     Маскова З.Б. – председатель ПК школы;

7.     Шорова М.В. – классный руководитель 4 класса.

 

Приложение № 2

приказу № 51 от 07.03.2012 г.
 

План мероприятий по введению в общеобразовательных учреждениях изучения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

 
Мероприятия

Сроки исполнения

Ответственные исполнители

 
1.      
 
 
 
 
 

Проведение мониторинга по оценке готовности школы к введению

комплексного учебного курса

"Основы религиозных культур и

светской этики" (далее - ОРКСЭ)

Март -июль2012г.

 
Хацукова Р.А.,
Срукова Р.В.
2.      

Проведение разъяснительной и информационной работы среди родителей (законных представителей) обучающихся по выбору изучения одного из модулей учебного курса ОРКСЭ

Март-июль 2012г.

 
 
Рабочая группа
3.      

Определение модулей учебного курса ОРКСЭ

Март-июль 2012г.

 
Директор, родители
 
4.      

Формирование списка педагогов    на курсы повышения квалификации

Март 2012 г.
 
Азаматова З.Х.
5.      

Формирование заявки на приобретение учебников по комплексному учебному курсу ОРКСЭ

 

Март 2012 года

Цавкилова Т.В.
6.      

Организация «горячей линии» для родителей (законных представителей), учащихся, педагогов по вопросам введения ОРКСЭ.

Март 2012 года

Хацукова Р.А.
7.      

Размещение на сайте школы материалов по введению учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Март 2012 года
Хацукова Р.А.



Панель управления